Почему to-do-списки не всегда работают





pochemu-to-do-spiski-ne-vsegda-rabotayut

Многие люди согласны с тем, что to-do листы могут принести большую пользу. С их помощью можно рационально распределить свое время, иметь перед глазами все необходимые на текущий период дела и благодаря этому быть вполне эффективным человеком, как в профессиональной, так и в личной, сферах.

Однако, нередко можно услышать мнение, что составлять подобные списки – только время тратить впустую.

Давайте посмотрим, по каким причинам может возникнуть подобное мнение и почему to-do лист может показаться не эффективным.

Прокрастинация

pochemu-to-do-spiski-ne-vsegda-rabotayut-3

Термин «прокрастинация» означает откладывание дел, преимущественно важных, на потом. Однако, далеко не всех прокрастинаторов можно считать бездельниками. Есть прокрастинаторвы, действительно работающие по многу часов, беда лишь в том, что они избегают действительно важных дел, находя для этого миллион причин.

Список to-do такого прокрастинатора, как правило, очень длинен. Чаще всего, степень важности дел не учитывается, и вполне могут соседствовать записи типа «подготовить отчет», «вынести мусор», «откорректировать статью», «заточить карандаши»… Не трудно догадаться, какие именно дела делаются в первую очередь, а на какие времени не остается.

Профессор философии Джон Перри (John Perry) назвал «структурной прокрастинацией». Человек составляет to-do лист, занимается делами длительное время, с удовлетворением отмечает галочками выполненные дела, но его to-do лист остается неэффективным, поскольку время растрачено на мелочи, а важные дела остались не выполненными.

Возможности выбора

pochemu-to-do-spiski-ne-vsegda-rabotayut-2

Профессор Колумбийского университета Шина Айенгар (Sheena Iyengar) занимается изучением проблем, связанных с причинами того или иного выбора, сделанного человеком. В ходе изучения был установлен очень любопытный факт: Человеческий мозг в состоянии сделать выбор только из семи предложенных вариантов, если в вашем листе to-do записано не семь, а семьдесят пунктов, то, скорее всего, вас ожидает состояние ступора, а выбор будет связан не с тем или иным пунктом листа, а с тем, браться ли за выполнение какого-либо из них или бросить все.

Попробуйте составить to-do лист из семи пунктов, возможно, вам будет много легче приступить к осуществлению запланированных дел. Если вас ожидают необъемные дела в большом количестве, составьте два списка – на первую и вторую половину дня.

О приоритетности задач

pochemu-to-do-spiski-ne-vsegda-rabotayut-1

Все методики по составлению to-do листов говорят о необходимости маркировки дел «первостепенное», «срочное», «может подождать» и так далее. Это все абсолютно верно, такая маркировка очень наглядна и помогает вычленять действительно первостепенной важности дела на текущий момент.

Только не следует забывать, что приоритетность может меняться ото дня ко дню, а иногда и от часа к часу. Например, запись с маркировкой «может подождать» одномоментно может перейти в категорию «первостепенных».

Например, в вашем листе записаны две деловые встречи, а на вечернее время посещение автосервиса. Разумеется, встречи маркированы делами первостепенной важности, а посещение автосервиса имеет статус «может подождать». Однако, по пути на первую из встреч ваш автомобиль ломается, и мероприятие «посещение автосервиса» моментально перемещается в категорию «первостепенной важности». Но следует помнить, что форс-мажорные обстоятельства вовсе не говорят о том, что to-do лист не работает или бесполезен.

Рутина

pochemu-to-do-spiski-ne-vsegda-rabotayut-4

Выше уже было отмечено, что человеку трудно сделать выбор из списка, в котором более семи пунктов. Это верно, но есть и ещё причина для составления небольших по количеству записей to-do листов.

Человеческая психика такова, что при взгляде на ежедневный бесконечный перечень дел у него подспудно возникает уверенность в том, что дела бесконечны, рутина никогда не кончится и не в его власти с этим справиться. У человека опускаются руки, и пропадает желание что-либо делать вообще.

Чтобы исключить негативное реагирование при взгляде на to-do лист, можно использовать несколько to-do листов, разбив их, например, по времени (на день, на неделю, на месяц) или по назначению (служебные, семейные, ремонтные) и т. д. Если вы создадите удобную для себя структуру to-do листов, то приступить к выполнению пунктов каждого из них будет намного проще.

Намерения или обязательства

pochemu-to-do-spiski-ne-vsegda-rabotayut-5

Одна из самых распространенных ошибок людей, считающих, что to-do листы не работают, это то, что они вносят в список не собственные обязательства на определенный период, а всего лишь намерения, зачастую абстрактные.

Если вы не возьмете на себя обязательства по выполнению пунктов to-do листа, а будете относится к записям, как к желаемым действиям, то, разумеется, такой to-do лист не будет работать.

А вы пробовали вести to-do листы? Какое у вас мнение относительно их полезности?