Почему to-do-списки не всегда работают
Многие люди согласны с тем, что to-do листы могут принести большую пользу. С их помощью можно рационально распределить свое время, иметь перед глазами все необходимые на текущий период дела и благодаря этому быть вполне эффективным человеком, как в профессиональной, так и в личной, сферах.
Однако, нередко можно услышать мнение, что составлять подобные списки – только время тратить впустую.
Давайте посмотрим, по каким причинам может возникнуть подобное мнение и почему to-do лист может показаться не эффективным.
Прокрастинация
Термин «прокрастинация» означает откладывание дел, преимущественно важных, на потом. Однако, далеко не всех прокрастинаторов можно считать бездельниками. Есть прокрастинаторвы, действительно работающие по многу часов, беда лишь в том, что они избегают действительно важных дел, находя для этого миллион причин.
Список to-do такого прокрастинатора, как правило, очень длинен. Чаще всего, степень важности дел не учитывается, и вполне могут соседствовать записи типа «подготовить отчет», «вынести мусор», «откорректировать статью», «заточить карандаши»… Не трудно догадаться, какие именно дела делаются в первую очередь, а на какие времени не остается.
Профессор философии Джон Перри (John Perry) назвал «структурной прокрастинацией». Человек составляет to-do лист, занимается делами длительное время, с удовлетворением отмечает галочками выполненные дела, но его to-do лист остается неэффективным, поскольку время растрачено на мелочи, а важные дела остались не выполненными.
Возможности выбора
Профессор Колумбийского университета Шина Айенгар (Sheena Iyengar) занимается изучением проблем, связанных с причинами того или иного выбора, сделанного человеком. В ходе изучения был установлен очень любопытный факт: Человеческий мозг в состоянии сделать выбор только из семи предложенных вариантов, если в вашем листе to-do записано не семь, а семьдесят пунктов, то, скорее всего, вас ожидает состояние ступора, а выбор будет связан не с тем или иным пунктом листа, а с тем, браться ли за выполнение какого-либо из них или бросить все.
Попробуйте составить to-do лист из семи пунктов, возможно, вам будет много легче приступить к осуществлению запланированных дел. Если вас ожидают необъемные дела в большом количестве, составьте два списка – на первую и вторую половину дня.
О приоритетности задач
Все методики по составлению to-do листов говорят о необходимости маркировки дел «первостепенное», «срочное», «может подождать» и так далее. Это все абсолютно верно, такая маркировка очень наглядна и помогает вычленять действительно первостепенной важности дела на текущий момент.
Только не следует забывать, что приоритетность может меняться ото дня ко дню, а иногда и от часа к часу. Например, запись с маркировкой «может подождать» одномоментно может перейти в категорию «первостепенных».
Например, в вашем листе записаны две деловые встречи, а на вечернее время посещение автосервиса. Разумеется, встречи маркированы делами первостепенной важности, а посещение автосервиса имеет статус «может подождать». Однако, по пути на первую из встреч ваш автомобиль ломается, и мероприятие «посещение автосервиса» моментально перемещается в категорию «первостепенной важности». Но следует помнить, что форс-мажорные обстоятельства вовсе не говорят о том, что to-do лист не работает или бесполезен.
Рутина
Выше уже было отмечено, что человеку трудно сделать выбор из списка, в котором более семи пунктов. Это верно, но есть и ещё причина для составления небольших по количеству записей to-do листов.
Человеческая психика такова, что при взгляде на ежедневный бесконечный перечень дел у него подспудно возникает уверенность в том, что дела бесконечны, рутина никогда не кончится и не в его власти с этим справиться. У человека опускаются руки, и пропадает желание что-либо делать вообще.
Чтобы исключить негативное реагирование при взгляде на to-do лист, можно использовать несколько to-do листов, разбив их, например, по времени (на день, на неделю, на месяц) или по назначению (служебные, семейные, ремонтные) и т. д. Если вы создадите удобную для себя структуру to-do листов, то приступить к выполнению пунктов каждого из них будет намного проще.
Намерения или обязательства
Одна из самых распространенных ошибок людей, считающих, что to-do листы не работают, это то, что они вносят в список не собственные обязательства на определенный период, а всего лишь намерения, зачастую абстрактные.
Если вы не возьмете на себя обязательства по выполнению пунктов to-do листа, а будете относится к записям, как к желаемым действиям, то, разумеется, такой to-do лист не будет работать.
А вы пробовали вести to-do листы? Какое у вас мнение относительно их полезности?